"В мире истории"
...
...
...
...
Категории раздела
Мои статьи [4]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Понедельник, 21.05.2018, 21:28
Главная » Статьи » Мои статьи

КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ

КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ

«Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое…»

М.М. Пришвин

Краеведение – это и освоение местного исторического опыта, и важнейшая деятельность, нацеленная на выявление, сохранение и изучение культурного и природного наследия родного края, и метод исторического исследования, а в школе – ещё и средство воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств.

Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира и окружает нас межнациональный состав. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включено осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, – гордость за это.

Воспитание патриотизма предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления – знания – умения – деятельность. Педагогу в первую очередь необходимо сформировать у учащихся: определённые представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм и толерантность как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству.

Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одарённых детей.

Краеведческая работа в школе может проводиться как на уроках или факультативных занятиях, так и во внеучебное время.

С 2012 года в план внеурочной деятельности пятых и шестых  классов включены курсы «Наши традиции» и «Мой город».

Изучение курса «Наши традиции» предполагает приобщение детей к народному творчеству, привитие любви к национальным традициям, расширение представлений о культуре народа, развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Специфика курса заключается в изучении микрорайона, так как в нем проживают представители разных национальностей: азербайджанцы, украинцы, буряты, таджики,  татары, русские и другие. В данной социокультурной обстановке курс позволяет познакомить школьников с разными культурами, а тем самым воспитать толерантное отношение. Например, при изучении темы «Традиции и обычаи как часть культуры» можно узнать о национальной кухни, о семейных традициях и обычаях.   В рамках традиционного школьного мероприятия «Ярмарка- чудо огородное» в 2014 году, совместно с  МБОУ ДО «ЦДТ» было проведено городское мероприятие «Праздник национальных культур», в котором учащиеся и родители представляли разные народности, их национальное блюдо, костюм, песню и  танец.

При изучении тем «Свадебные обычаи. Обряд венчания», «Празднование дня рождения» видны различия разных народностей.

Знакомство учащихся с праздниками, традициями разных народов проявляет интерес и любовь не только к   русской национальной культуре, обычаям, традициям, но и  тех национальностей, которые находятся рядом с нами. Тем самым происходит   воспитание толерантности и чувства гражданственности

 

Главная цель курса «Мой город» – формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного города и месте человека в ней, воспитание любви к малой родине на основе познания ее ценностей. Курс не только расширяет знания учащихся об истории своего города, о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины. Только на основе знаний и потребностей общества конкретного города возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. В рамках изучения данного курса проводятся экскурсии, беседы с ветеранами и жителями города.

Краеведческая работа помогает обучающимся овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий, направлена на развитие личности обучающегося путём активизации его познавательных способностей и формирования устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению, в частности.

Первое основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению – поисковый характер. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Во внеучебное время краеведческая работа тесно связана с проектной деятельностью, которая, согласно федеральным государственным образовательным стандартам, является непременным условием образовательной деятельности обучающихся. Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определённой целью, по определённому плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Она подразумевает создание проектов. В совместной деятельности с обучающимися работаем над следующими видами проектов:

– учебный проект – совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. При изучении курса «Мой город», создаем книгу о городе, полученная информация помогает лучше узнать историю развития города. Обучающиеся, при изучении тем «История появления первого и второго микрорайонов» представляют материал в презентациях, рисунках,  по теме «Памятники города Усть-Илимска» в фотографиях.

– творческий проект – это деятельность, направленная на формирование и развитие творческих способностей обучающихся. В рамках этой работы ведём совместную работу с библиотекой имени Ю.Федотова, принимаем активное участие во встречах с ветеранами, узниками Великой Отечественной войны. На городском мероприятии «Зачем ты война наше детство украла?» обучающие читали стихотворения, готовили подарки ветеранам, в беседе узнают о военных событиях, роли сибиряков в боях, войне. Так, при изучении темы «Моя семья» школьники составляли  генеалогическое древо, при изучении темы «Праздники светские и церковные» создавали буклет, показывая традиции разных народов;

– исследовательский проект – самостоятельно выбранный проект, реализованный под руководством педагога. Учащиеся являются участниками городских и федеральных научно-практических конференций, творческих фестивалей, на которых были представлены работы «Женская преступность в городе Усть-Илимске», «Наши земляки - узники концлагерей».

Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она даёт возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной с поиском исторического материала, в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях, походах, выставках. Эта работа развивает исследовательские навыки и умения, творческие способности обучающихся, формирует систему знаний об истории, быте и культуре, воспитывает патриотизм, толерантность, создаёт условия бережного отношения к памятникам истории и культуры родного края, сохранению традиций народов, является средством поддержания мотивации учения. Краеведение – важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника.

Самому учителю краеведение также приносит очень большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, учитель обогащается знаниями, повышается и его педагогическое мастерство.

 

Литература

1. Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005. – № 6.

2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 3. – С. 40-47.

3. Кравец Е.А. Краеведение на уроках истории. – Режим доступа: http://school4th.edusite.ru/DswMedia/kravecea.doc

4. Семёнова М.А. Использование учителем краеведческого материала во внеурочной деятельности школьников. – Режим доступа: http://garnett.ru/dokumenty/material/statia-po-kraevedeniiu/

5. Сергеев И.С. Краеведческая работа в школе. – М.: Просвещение, 1974. – 80 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Vivat (14.01.2016)
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Чирак Д.Б.2012-2018Сделать бесплатный сайт с uCoz